Волшебство северных узоров

В Центральной детской библиотеке г. Мончегорска состоялся этно-час «Волшебство северных узоров». Что же узнали подростки на мероприятии, прошедшем по программе «Пушкинская карта»?

19 ноября 2025

Оказывается, на русском Севере узоры несли огромный смысл. Каждая вышивка была символом – и её могли прочитать так же, как мы читаем текст. На полотенцах можно было встретить изображения птиц, оленей, солнца и звёзд. На рукояти ножей и мечей, в одежде присутствовали обережные символы. Эти мотивы напрямую связаны с мифами и сказками, где животные и силы природы играли роль проводников человека к истине и защищали его от бед. Для северной женщины вышивка была не только занятием для рук, но и способом творческого самовыражения. Она вплетала не только красивые линии, но историю своей семьи и мечты о будущем. Через узоры передавались представления о добре и зле, о цикле природы, о вечной связи человека и мира вокруг. У саамского народа по орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или беден, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Рассмотрев вышивку головного убора – шамшуры, по элементам девушки узнали о расшифровке бисерной вышивки: «Единый саамский народ, согретый солнцем, счастливо живущий на своей плодородной земле».

Удивили участников этно-часа поморы, ведь они, как представители южного побережья Кольского полуострова, были не только искусными мореходами и судостроителями, но и умельцами в вязании: вязали рукавицы, носки, чулки до колен, мужские рубашки – бузурунки, сетки – шарфы, платки, пояса.

Особые узоры были и у малочисленных финно-угорских народов, коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Участники этно-часа обнаружили, что изображение медведя ханты используют в украшении мужской одежды, орнамент «лисья лапа» любят применять на женской обуви, а орнамент «заячьи ушки» считается детским и женским оберегом.

Культуру Русского Севера невозможно представить без мезенской росписи, возникшей в деревне Палащелье на берегу реки Мезени. Эта роспись – не просто обычный декоративный орнамент, а иероглифическая письменность северян, где основные цвета росписи красный и черный. Главный героем росписи является красный конь, который в культурном коде древних славян был символом света и силы.

Рассматривая орнаменты северных народов, участники этно-часа пришли к выводу, что у каждого народа ценился ручной труд, а орнаменты выступают в роли элементов письменности, в них зашифрованы мифы и сказки, символы защиты и пожелания благополучия, а также истории семей, где умения передаются от поколения к поколению. Завершением этно-часа стало создание орнамента методом печати на ткани с помощью штампов и трафаретов, где каждый участник попробовал свои силы в творчестве.

В современном мире орнаменты могут превратиться в акцентную подушку в интерьере, прекрасный ковер, шторы с принтом, но смысл остается прежним – создается атмосфера уюта, глубины, единения человека с историей.

 

Татьяна Шиловская, заведующий отделом поддержки чтения Центральной детской библиотеки,

г. Мончегорск