25 ноября 2022

305 лет со дня рождения Александра Петровича Сумарокова, русского поэта, драматурга, журналиста

Русский поэт, писатель, драматург и издатель XVIII в. Один из основных теоретиков русского классицизма

Александр Петрович Сумароков — выходец из старинной дворянской фамилии. Родился в Финляндии. В 1732 году попадает в Сухопутный шляхетный корпус — учебное заведение для родовитых дворян. Первые литературные опыты относятся к периоду студенчества. Был в военной службе на адьютантских должностях. С 1756 года стал директором новосозданного Российского театра и его режиссером.

В 1761 году после столкновений с начальством подал в отставку и сделался первым русским профессиональным писателем. Развелся с женой- дворянкой и, бросая вызов дворянскому общественному мнению, женился на крепостной девушке. После ее смерти женился в третий раз — опять на крепостной, ее племяннице. Творчество Сумарокова развивалось в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном». Умер в крайней бедности и похоронен московскими актерами на кладбище Донского монастыря. Точное местоположение его захоронения до сих пор неизвестно.

Литературная деятельность

Сумароков был одним из теоретиков русского классицизма — им были написаны «Эпистола о стихотворстве» и «Эпистола о русском языке». В них он поднимал вопрос подражания образцовым писателям, создал строгую систему жанров, утвердил необходимость подчинения формы содержанию. Непосредственно за Тредиаковским и Ломоносовым Сумароков принял участие в реформировании русского стихосложения, обосновав роль в стихе пиррихиев и спондеев. Сумароковская школа особо точной рифмовки («рифмы, гладкие, как стекло») была новаторским антиподом ассонансной рифмовки русского барокко. Оказал важнейшее влияние на русскую драматургию эпохи классицизма, фактически был автором основного тогдашнего театрального репертуара, создав каноническую трагедию, опирающуюся на традиции Расина. Был автором девяти трагедий («Хорев» (1747), «Гамлет» (1748) «Синав и Трувор» (1750), «Димитрий Самозванец» (1771) и др.) В своих трагедиях уделял внимание духовному миру героев, усиливал воспитательные функции театра. Комедии (написал 12 комедий – «Тресотиниус» (1750), «Опекун» (1764—1765), «Рогоносец по воображению» (1772) и др.) писал в прозе, ориентируясь на приемы Гольдберга и Мольера. Наряду с критикой социальных явлений высказывал в комедиях и политическое недовольство. Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». Сумароков-лирик творил в различных жанровых формах и обращался к самой разнообразной тематике: еще в студенчестве он пишет стихотворения на любовную тематику — это разнообразные элегии, романсы, сонеты, рондо, стансы. Песни Сумарокова были чрезвычайно популярны среди студентов. В более зрелом возрасте он обращается к философским и нравственным темам, создав для этих целей собственную традицию одописания, соперничавшую с «ломоносовской» одой. Ближе к концу жизни поэт обращается к тренической тематике и создает различные оды, послания и элегии. Сумароков — крупный поэт-переводчик, создавший вслед за Симеоном Полоцким и Василием Тредиаковским свое новое стихотворное переложение Псалтыри. Работал также в жанре сатиры в традиция Кантемира (сатиры «О французском языке», «О худых рифмотворцах» и др.) и басни (свои басни именовал притчами — например, «Коловратность», «Ворона и Лиса», «Шалунья», «Посол Осел», «Ось и Бык», «Жуки и Пчелы» и др.) В лирике Сумарокова можно найти черты не только классицизма, но и зарождавшегося уже в то время сентиментализма, а также предромантизма. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России).

Источник: Лайвлиб

Фото из открытых источников.